О лекторе
Данила Булатов – историк искусства, научный сотрудник и куратор ГМИИ им. А.С. Пушкина, специалист по искусству Германии второй половины XX века, автор книги «Возрождение модернизма: немецкое искусство 1945–1965 годов. Художественная теория и выставочная практика».
Лекция 1. Когда искусство стало концептуальным? Инсталляция как основная форма современного искусства
Лекция 2. Кинетизм в искусстве: от авангарда до современности
На лекции будут рассмотрены различные подходы художников к проблеме преодоления статики в искусстве – от футуристической скульптуры до новейших интерактивных инсталляций. На протяжении всего XX века искусство развивалось в сторону расширения своих художественных средств и степени вовлеченности зрителя как в процесс восприятия, так и в сам процесс создания произведения. Одним из решений было создание кинетического искусства, активно взаимодействующего с окружающей средой и/или зрителем: в этом ряду оказываются эксперименты М. Дюшана, мобили А. Колдера, механизмы Ж. Тэнгли, световые спектакли О.Пине, работы группы «Движение», современные роботизированные инсталляции и звуковые скульптуры.
Лекция 3. Пространство эксперимента. Перформативность в искусстве
В конце 1950−х – начале 1960−х годов в мире искусства происходит повсеместное освобождение от традиционной станковой картины: параллельно с тем, что в живопись начинают привноситься разнообразные пластические элементы, актуализируется и сам процесс написания картины – живопись превращается в действие. Появившиеся вслед за этим новые художественные практики были нацелены на стирание границ между искусством и жизнью. Следуя за дадаистами начала века, художники в послевоенной Европе и Америке заново открыли для себя возможности акционизма, сместив акцент с законченного произведения на процесс его создания и сделав своей задачей преодоление пассивной позиции зрителя, превращение его из стороннего наблюдателя в активного участника инициированных художником действий.
Лекция 4. Искусство вне институций. Лэнд-арт, паблик-арт и стрит-арт
Лекция 5. От кино – к медиаискусству